Хорошо развития, образная и богатая речь у ребенка дошкольного возраста в наше время, к сожалению, является редким исключением. Из-за вечной занятости родителей, использования чуть ли не с пеленок мобильных гаджетов, компьютеров и телевизоров дети мало общаются со взрослыми. Мамы с папами не рассказывают малышам сказок на ночь, не поют колыбельных, не читают добрых детских книжек, не учат стишков.
А ведь дети усваивают родной язык из разговорной речи окружающих. Если они не слышат живого слова, то недостаточно развивается их собственная речь, не пополняется словарный запас. В скудном словаре обделенного общениями малыша отсутствуют красочные прилагательные и дополнения, в нем нет синонимов. И у ребенка появляются проблемы в общении, а позже – в усвоении учебного материала. Поэтому лучше отдать ребенка в детский сад в Москве, где с ним будут заниматься логопеды и дефектологи, где он будет общаться со сверстниками и педагогами.
А ведь дети усваивают родной язык из разговорной речи окружающих. Если они не слышат живого слова, то недостаточно развивается их собственная речь, не пополняется словарный запас. В скудном словаре обделенного общениями малыша отсутствуют красочные прилагательные и дополнения, в нем нет синонимов. И у ребенка появляются проблемы в общении, а позже – в усвоении учебного материала. Поэтому лучше отдать ребенка в детский сад в Москве, где с ним будут заниматься логопеды и дефектологи, где он будет общаться со сверстниками и педагогами.
Как понять, что у ребенка плохо развита речь
Мама с папой обычно прекрасно понимают своего молчуна практически без слов. А бабушка с дедушкой только подливают масла в огонь:
– Ты у нас до 5-ти лет вообще молчал. И ничего – научился потом. Болтал так, что рот было не закрыть.
Однако такое «утешение» говорит лишь о том, что раньше никто не уделял внимания проблеме ЗПР, о ней вообще практически не знали. В школе не было таких больших нагрузок. Поэтому дети с плохо развитой речью пусть и медленнее сверстников, но кое-как усваивали учебный материал. А сейчас ситуация изменилась. Сегодня задержка речевого развития – огромная проблема, прежде всего, для самого ребенка. Решать ее нужно с логопедом и желательно в детском саду.
Признаки того, что вашему ребенку нужны занятия по развитию речи:
– Ты у нас до 5-ти лет вообще молчал. И ничего – научился потом. Болтал так, что рот было не закрыть.
Однако такое «утешение» говорит лишь о том, что раньше никто не уделял внимания проблеме ЗПР, о ней вообще практически не знали. В школе не было таких больших нагрузок. Поэтому дети с плохо развитой речью пусть и медленнее сверстников, но кое-как усваивали учебный материал. А сейчас ситуация изменилась. Сегодня задержка речевого развития – огромная проблема, прежде всего, для самого ребенка. Решать ее нужно с логопедом и желательно в детском саду.
Признаки того, что вашему ребенку нужны занятия по развитию речи:
- односложные предложения, состоящие из одних существительных и глаголов, без прилагательных, пояснений, обстоятельств;
- ситуативная речь, смысл которой понятен лишь в контексте происходящих событий;
- неправильное построение предложений;
- плохая дикция, невнятная речь;
- неспособность задать вопрос, дать развернутый и логичный ответ;
- проблемы с ведением диалога с собеседником;
- большое количество сленговых слов и выражений (как правило, ребенок просто не знает им замены, так как почерпнул их из компьютерной игры или мультфильма) и др.
Что делать, если вы видите множество «пробелов» в развитии речи? В этом случае малышу нужно больше разговаривать и заниматься с логопедом. Отдайте его в детский сад монтессори!
Развитие речи в детском саду монтессори
В условиях детского сада речевое развитие проходит гораздо быстрее и успешнее. Малыши улучшают коммуникативные способности, пополняют словарный запас, овладевают нормами литературного языка. У них появляется интерес к речи, они начинают относиться к ней творчески – самостоятельно придумывают новые слова, используя при этом этимологию и грамматику родного языка.
Ребенок в детском саду стихийно развивает свою речь в общении и параллельно работает на различных занятиях.
Лепка, рисование, аппликации, пальчиковые игры и потешки для развития мелкой моторики
Давно известно, что речь и ум ребенка «находятся на кончиках пальцев». Чем больше малыш развивает свои пальчики и работает с мелкими предметами – тем быстрее он начинает разговаривать. Поэтому в детском саду монтессори малыши постоянно исследуют пальчиковый бассейн с крупой и мелкими игрушками, делают поделки и аппликации, рисуют.
Занятия с логопедом
Логопед или логопед-дефектолог не просто «ставит звуки» и учит малыша выговаривать «Р» или «Ш». Коррекционный педагог в области речевого развития у детей по индивидуальному плану работает с каждым ребенком над различными проблемами.
Для развития речи и коррекции нарушений логопед-дефектолог в детском саду в Москве может использовать следующие методы:
- пальчиковые игры;
- звукоподражание;
- артикуляционная гимнастика;
- логоритмика;
- дыхательные упражнения;
- скороговорки, стихи, песни;
- устранение дефицита пространственного восприятия и представления;
- формирование понятия лексико-грамматического строя речи и др.
Логопед в детском саду в Москве работает с дошколятами не только над речевым, но и над общим гармоничным развитием.
Занятия для развития речи в детском саду монтессори
В монтессори группе дети с удовольствием с помощью множества разнообразных упражнений и игр работают над речевым развитием, пополнением словарного запаса и расширением кругозора.
- Упражнения с карточками. Это пример одного из методов развития речи у детей. Педагог раздает детям карточки (например, с изображением представителей разных профессий, с рисунками транспорта, с лесными или домашними животными, фруктами или овощами, предметами мебели) и предлагает каждому рассказать о своем рисунке (кто изображен, что он делает, где живет, чем питается). Далее все желающие могут дополнить рассказ «главного оратора».
- Составление смысловых цепочек. В этом упражнении дети отвечают на вопросы педагога, учатся обобщать и пополняют словарный запас прилагательными, существительными, глаголами.
Например:
Вопрос: кошка какая?
Ответ: пушистая, серая, мягкая
Вопрос: кто еще бывает пушистым?
Ответ: белка, лиса, собака.
Вопрос: какого цвета может быть шерсть у лисы?
Ответ: рыжей, черной, коричневой.
Вопрос: какие предметы мебели могут быть коричневыми?
Ответ: диван, шкаф, стул.
Развитие речи дошкольников в детском саду проходит гораздо быстрее. Поэтому не держите своего ребенка дома. Отдайте его в детский сад!