Авторы интернет-сайтов о Монтессори описывают довольно много рекомендованных волшебных материалов. Но в оригинальном варианте монтессори-педагогики есть только волшебный мешочек и коробочки с сокровищами (не совсем волшебные, но из той же серии). Откуда же взялись остальные «чудеса»? Дело в том, что методику изменяют, дополняют и адаптируют к реалиям нашего времени. Нельзя сказать, что это плохо или неправильно. Но родители должны знать, что на самом деле придумала Мария Монтессори, а что – ее многочисленные последователи, зачем нужен каждый материал, как его сделать своими руками и как с ним работать.
Волшебные мешочки Монтессори
- Что это?
Это тактильный тканевый мешочек, наполненный разными предметами. В тактильный мешочек можно положить шишку, желудь, каштан, грецкий орех, морскую ракушку, кусочек меха, ключ, перо, шарик, кубик и любые другие предметы разной формы. - Для какого возраста предназначены?
Волшебные мешочки рекомендованы для малышей 3-5 лет. - Что развивают?
Волшебный мешочек – это сенсорный материал для развития экстероцепторов и стереогностического чувства, так называемого абстрактного зрения. Оно не входит в стандартный список чувств, но реально существует и позволяет нам с закрытыми глазами безошибочно найти свой кончик уха, определить на ощупь материал и форму предмета, чувствовать свои габариты и не сносить все на своем пути, а водителям – знать габариты машины и даже точное место расположения колес. - Как пользоваться?
Вам понадобится небольшой холщевый мешочек со шнурком. Положите в него разные по размеру и форме предметы из различных материалов. В отверстие должна свободно проходить рука ребенка. Пусть он ощупывает предмет и пытается понять, что это такое. У малыша начинает работать кинестетичекский анализатор: через ощущения он воспринимает объект абстрактным зрением и рисует себе в воображении образ этого предмета, руководствуясь полученным ранее опытом. В результате в работу включаются мышцы рук, нервные окончания и головной мозг, запускается процесс анализа и синтеза в коре головного мозга.
Когда ребенок назовет предмет, он должен себя проверить. Для этого малыш достает ключ или каштан, смотрит на него и сравнивает увиденное с представленным.
Коробочки с сокровищами
- Что это?
Коробочка, плетеная корзиночка или ящичек с разными предметами: тряпичной куклой, стеклянным шариком, щеткой, бутылочкой, камешком. - Для какого возраста предназначены?
С 1 года до 3-х лет. - Что развивают?
Сенсорную систему, которая связывает рецепторы, цепочку нейронных проводящих путей и головной мозг. - Как пользоваться?
Ребенок может трогать предметы, рассматривать и ощупывать, изучать их свойства. Но одни и те же «сокровища» быстро надоедят. Поэтому нужно периодически менять в коробочке предметы.
Вариация коробочек с сокровищами для детей с 2-х до 6-ти лет
Мы часто видим, как дети после 2-х лет с удовольствием пересыпают песок в песочнице или выпускают его тоненькой струйкой из маленького кулачка, мнут найденную глину или с упоением копают яму в земле. Это означает, что у них сохраняется потребность в сенсорных ощущениях. Но просто перебирать камушки и кубики таким детям уже неинтересно.
Можно сделать вариацию на тему коробочек с сокровищами и наполнить их:
- крупами;
- бобовыми;
- ракушками;
- камушками;
- песком и др.
Предоставьте ребенку возможность перебирать эти сокровища руками, пересыпать ложками, совочками, перекладывать щипцами. Пусть малыш выбирает, будет ли он наполнять какие-то сосуды разного размера, просто пересыпать содержимое из одной емкости в другую.
Волшебные материалы можно использовать в детском саду или дома.