Заласканные и затисканные любящими мамо-бабушками домашние дети совершенно не приучены к самостоятельности. Их будят утром, насильно пичкают кашей, дают игрушки и садят на коврик, одевают, ведут гулять. Любая инициатива пресекается на корню, ведь малыш может разбить чашку, рассыпать мусор, разлить воду или свалить себе на голову папин ящик с инструментом!
В обычном детском саду дела обстоят еще хуже. Здесь мало что изменилось с прошлого века! Все ходят строем, поют одну и ту же песенку, вырезают кружочек одинаково размера, «заботливо» нарисованный воспитательницей всем под копирку. Ребенок хочет вместо круга вырезать квадрат? Это катастрофа – он неуправляемый!
А где же возможность познавать мир? Когда можно будет самостоятельно учиться, ошибаться, приобретать опыт и навыки? Это естественная потребность, которая нужна ребенку не меньше, чем манная каша или вода! Малыш все равно попробует ее реализовать – у него начнется период «я сам», который мы называем кризисом 2-х лет. На самом деле это не кризис!
После 2-ух лет у ребенка появляются собственные желания, начинают формироваться вкусы, проявляется склонность к определенным сферам деятельности и способности. Он уже понимает, что хочет выбирать краски и рисовать цветы, переливать воду из чашки в чашку, подметать пол и сметать мусор на совок, чистить кремом ботинки. Ему все интересно! Хочется все проверить, пощупать и попробовать на зуб. Ведь только так можно понять, что вода мокрая, камень твердый и холодный, а поролоновая губка мягкая.
Монтессори дает ребенку свободу выбора деятельности и возможность познавать мир через собственный опыт. Этот основополагающий принцип развивает инициативность, целеустремленность, ответственность, способность прислушиваться к себе и получать удовольствие от работы, умение доводить задуманное до конца и исправлять ошибки.
Почему нужна свобода выбора:
- ребенок становится активным и инициативным;
- он размышляет, делает выбор, действует по своему усмотрению и получает от работы (если перевести «работу» на понятный язык, то это будет «учеба») удовольствие;
- свобода выбора дает возможность самостоятельно принимать решения, а не ждать указания сверху, приказа или волшебного пенделя;
- малыш развивается по индивидуальному графику в подходящем для себя темпе;
- монтессори-дети не запуганные и не затравленные, а спокойные и счастливые. Они остаются самими собой – любопытными непоседами и озорными исследователями мира, которые получают от жизни удовольствие, а не идут против природы;
- заинтересованный и увлеченный малыш (благодаря свободе выбора) быстро усваивает информацию, развивает речь, память мышление.
В монтессори-саду у ребенка есть свобода выбора:
- движений – он может сидеть за столом, ползать по коврику, ходить;
- деятельности – малыш сам решает, строить ли ему башню, искать ключи к замкам или стирать в тазике;
- темпа – он может работать быстро или медленно;
- повторений – юный естествоиспытатели сам решает, сделать ли ему что-то один раз или повторять упражнение, пока оно получится идеально;
- чувств – малыш может смеяться, кряхтеть от усердия или кричать, если ему нужно избавиться от накопившегося напряжения;
- общения – каждый имеет возможность заниматься любимым делом в гордом одиночестве или использовать коллективный разум и приумножить силы для достижения цели.
Свобода выбора распахивает перед ребенком целый мир и дает возможность проявить способности, развить талант, научиться обучаться и подготовиться к школьной жизни.