В методике Монтессори огромное значение имеет окружающее пространство и его наполнение с делением на зоны. Здесь все должно быть удобным, функциональным, эстетичным и понятным. Мария Монтессори писала о том, что ребенок в нашем мире чувствует себя лилипутом в стране великанов, где без посторонней помощи невозможно даже сесть на громадный стул. А он хочет жить в настоящем мире и пользоваться настоящими вещами, самостоятельно причесываться, мыть чашки, выбирать вещи из шкафа и одеваться. Нужно лишь обустроить пространство в соответствии с его потребностями и возможностями. Именно такой должна быть среда в классе Монтессори.
Окружающее пространство
Детский сад Монтессори желательно оборудовать в просторных помещениях. Но в то же время это не должен быть пустой «спортивный зал», где сразу хочется пробежаться. Мебель может стоять под стенами и посередине «островками» с делением на зоны и подзоны. Необходимо обеспечить доступ к электричеству (розетки для глажки) и воде. Чистую воду можно наливать в кулер с большой канистрой и краником. Также нужно дать детям возможность утилизировать грязную воду после стирки (можно выливать ее в туалет). В группе должны быть живые растения – это одновременно элемент декора и материал для работы (малыши самостоятельно ухаживают за комнатными цветами). И самое главное – зонирование в Монтессори классе.
Зачем нужно зонирование в детском саду?
Представьте, что вы зашли в супермаркет. И видите, что на полке лежат макароны рядом с куриными окорочками, из кучи яблок торчит крем для обуви, консервы перемешаны с конфетами и невозможно даже предположить, где находится нужный вам кефир. Такое выдержит только очень голодный человек с крепкими нервами, а большинство предпочтет выбежать из этого хаоса. И совсем другое дело, если все товары рассортированы по отделам. Тогда вы быстро найдете любимый кефир «Буренкина радость», необходимые памперсы «Заботливая Мотя» или стиральный порошок «Чистые пятки».
Структурированность и логичность помогает малышу быстро ориентироваться в окружающем пространстве, упрощает выбор, делает работу более простой и приятной. Поэтому в группе детского сада Монтессори тазики для стирки стоят рядом с водой и вещами, краски находятся возле бумаги, и пластилина, а коричневая лестница мирно соседствует с красными штангами и розовой башней.
Зоны в среде Монтессори
Создание среды в классе Монтессори невозможно без разделения на зоны:
- Практическое развитие (навыки практической жизни). Здесь находятся материалы и предметы, которые мы применяем в повседневной жизни. В этой зоне малыши стирают, гладят белье, чистят обувь, моют посуду.
- Математика. В математической зоне нужно разместить все материалы, связанные с математикой. Дети будут здесь учиться определять величину предметов, считать, складывать и умножать.
- Сенсорное развитие. В сенсорной зоне ребенок трудится над развитием своих органов чувств: исследует фактуры, различает цвета, слушает звуки, перебирает тканевые материалы, нюхает и различает запахи.
- Языковая зона. В языковой среде малыши заштриховывают и обводят пальчиком буквы, запоминают алфавит, расширяют словарный запас.
- Творчество. Одна из самых любимых детьми зон, где можно дать волю своей фантазии и проявить творческие способности.
- Естественные науки. Здесь дети знакомятся с географией, историей и зоологией, расширяют свое представление об окружающем мире, узнают законы природы.
- Зона космоса. В зоне космоса дети получают понятие о времени и пространстве, учатся переходить от понятного к абстрактному.
- Физическое развитие. Двигательная активность – естественная потребность маленьких непосед. Штурм лестниц, прыжки на батуте, игра в мяч – все эти занятия позволяют развить силу и ловкость, осознать свои возможности.
Детский сад Монтессори – это целый мир, в котором масса интересного!