Основную часть времени в монтессори-среде ребенок работает индивидуально. Он выбирает материал, который ему интересен, реализуя собственный потенциал. Ему не нужно соревноваться и соперничать с другими. Он ставит перед собой цель и старается ее достичь. При этом он проверяет сам себя: «я могу это сделать?», «я справлюсь?», «я правильно выполнил работу?». В монтессори-педагогике поощряется сотрудничество, но не соревнование.
Эти принципы будет проще понять, если изложить их тезисно:
- Малыши детсадовского возраста развиваются по индивидуальному графику и очень неравномерно.
Один уже в 3 года знает все буквы, а второй не может запомнить их в 5 лет. Но это не означает, что второй неспособный – просто его время еще не пришло. Возможно, он станет талантливым писателем или поэтом, но в данный момент у него другие интересы (он развивает свое воображение, фантазию¸ сенсорное восприятие и др.). Для детей гораздо важнее личностное развитие, а этот процесс должен протекать естественно и доставлять радость. - В монтессори-среде ребенок развивает индивидуальность и самостоятельно выбирает область приложения сил.
Для достижения цели ребенку не нужно соревноваться с другими. Он «входит» в работу на основании внутреннего мотива, познает окружающий мир, принимает моральные ценности и занимается самоконтролем. Это позволяет ему быстрее развиваться, находить себе занятие по душе и активно самосовершенствоваться. - В Монтессори ребенку не навязываются внешние оценки.
В детском саду Монтессори нет сравнения и иерархии, деления на плохих и хороших, лидеров и отстающих. Здесь важен только личностный рост, собственные успехи и индивидуальная эволюция. Поэтому у ребенка не развивается комплекс неполноценности или гордыня – для этого нет почвы. - Важен индивидуальный прогресс, а не соревнование.
Ребенок может многократно выполнять одну и ту же работу, совершенствуя навыки и мастерство. При этом он сравнивает успех с прежними результатами, а не с чужими достижениями. Так как группы детского сада разновозрастные, то младшие смотрят на старших, берут с них пример, создают себе ступеньку для роста и ориентируются на нее. Они думают: «И я научусь, я тоже так обязательно смогу». И добиваются поставленных целей. - В разновозрастной группе детского сада дети сотрудничают и получают опыт социального взаимодействия.
Старшие дети в группах с удовольствием приходят на помощь младшим, они рады помочь, подбодрить, поддержать. Таким образом они учатся сотрудничеству и взаимовыручке. А младшие счастливы получить помощь и искренне восхищаются умениями старших, равняются на них. Это позволяет детям учиться взаимодействию и сотрудничеству. - Дети сами выбирают уровень сложности и продолжительность работы, поэтому не устают и работают более продуктивно.
В монтессори-педагогике не существует понятия принуждения. Во время работы дети не переутомляются и учатся самостоятельно рассчитывать свои силы. Они могут сменить один вид занятий на другой, поэтому никогда не бездельничают и не скучают из-за нудности и монотонности занятий. Саморазвитие приносит им только положительные эмоции и дарит удовольствие.