Речь – это ключевая высшая психическая функция головного мозга, которая обеспечивает возможность общения, обучения, Если артикуляционный аппарат нормально развит, а кора головного мозга достигла этапа зрелости, то ребенок самостоятельно начнет разговаривать. Речевые нарушения говорят о том, что есть проблемы либо с восприятием внешних звуков, либо с их воспроизведением. За эти функции отвечают определенные центры головного мозга. Поэтому речевые нарушения нужно начинать корректировать как можно раньше. Лучше отдать ребенка в детский садик, где этим будет заниматься логопед-дефектолог.
Ребенок должен овладеть:
- фонетикой – звуками, их соединением в слоги, понятием звонкости и мягкости (кость-гость, том-дом);
- грамматикой – логичным соединением слов в предложения.
Речевые нарушения у детей
Первичные речевые нарушения могут быть связаны с:
- органическими поражениями ЦНС;
- функциональными патологиями ЦНС;
- пороками развития и слабостью артикуляционного аппарата;
- социально-педагогической запущенностью.
Все речевые расстройства можно условно разделить на 2 группы: клиническую и психолого-педагогическую. Это принятая в нашей стране классификация, которой долго пользовались для выбора метода коррекции речевых нарушений. Но сейчас появилось много новых методик и теорий, которые дают феноменальные результаты. Например, наш детский садик предлагает принципиально иной подход с использованием педагогики Монтессори, которая, изначально была создана для малышей с особенностями развития.
Что должно насторожить родителей
Иногда родители не понимают, что у ребенка есть серьезные речевые проблемы. Они говорят: «Он просто еще маленький» или «Ничего, перерастет. Мама рассказывала, что я до 5-ти лет молчала». И упускают драгоценное время, не ведут ребенка в детский садик к логопеду-дефектологу. А теперь представьте, что у вас перелом со смещением. Но вы не идете к врачу, а ждете, пока он сам срастется. Что произойдет? Кости срастутся неправильно и их придется потом ломать по живому. А ведь можно было все сделать сразу!
Обратите внимание на речевые нарушения:
- замедленный темп речи, вызванный сложностью произношения звуков;
- слишком быстрая речь с «проглатыванием» слогов и слов;
- картавость, «невыговаривание» звуков, замена з на с, р на л, ш на с;
- недоразвитие речи или, как сейчас говорят, задержка речевого развития;
- смешение букв в словах, переставление слогов (сторял вместо столяр, летефон вместо телефон);
- замена нескольких звуков на один: табака (собака), тумка (сумка), тарик (шарик), ташка (чашка) – здесь с, ч, ш ребенок заменяет на т;
- неправильное ударение;
- утрата навыков речи (ребенок начал говорить, но потом замолчал);
- непонимание обращенной к нему речи;
- заикание и др.
Коррекция речевых нарушений у детей
Речевые расстройства – это не прихоть ребенка и не баловство, а либо недоразвитие, незрелость отделов головного мозга и речевого аппарата, либо нарушение функций. Поэтому заниматься коррекций речевых пороков должен детский логопед. Развивать речь можно с помощью стишков, артикуляционных упражнений, рисования, пальчиковых и подвижных игр. Мамина помощь очень нужна, но именно помощь в дополнение к работе дефектолога, а не попытки самостоятельно «позаниматься» или «перевоспитать». Наш детский садик приглашает малышей с речевыми проблемами на занятия с логопедом. Будем рады помочь стеснительным молчунам, веселым болтушкам и мамам особенных малышей.