Игра – важнейший вид деятельности ребенка, который способствует развитию речи, интеллекта, памяти, мышления и воображения. Если правильно подойти к этому творческому занятию, то малыш будет в игре с удовольствием вдохновенно трудиться над развитием своих способностей. Поэтому можно и нужно создавать благоприятные условия для личностного развития детей в детском садике и дома. Предлагаем познакомиться с простыми и доступными речевыми играми, в которые можно играть с детками 2-6 лет.
Игры для развития остроты слуха и слухового внимания
- Ребенок закрывает глаза, а кто-то отходит в любую сторону, звонит в колокольчик или хлопает в ладоши, Малыш должен точно определить, откуда доносился звук.
- Испорченный телефон
Дети садятся в ряд. Кто-то один придумывает слово и быстро шепчет его на ухо первому. Первый передает услышанное второму, и так дальше по цепочке. Потом каждый называет услышанное слово. Очень часто машина к концу цепочки превращается в кувшинку или лопата в солдата.
Игры для тренировки артикуляционного аппарата и увеличения объема легких
Используйте разные игры «на сдувание». Например, два человека садятся друг напротив друга за столом, кладут посередине мячик (шарик, карандаш) и каждый пытается сдуть его на сторону противника, то есть забить гол.
Игры для фонематического слуха и правильного произношения
1. Для детей 2-4 лет
Называйте малышу слова, в которых изменена одна буква. Его задача – обнаружить и назвать «убежавшую» букву и занявшую ее место. Например:
- булка – белка;
- кошка – мошка;
- рука – река;
- стол – стул;
- подуть – подать.
2. Для детей 4-6 лет
Предложите ребенку самостоятельно поменять всего одну букву, чтобы получилось другое слово (слова можно брать из предыдущего примера). Если ему будет сложно, то давайте подсказку. Например:
- Берем слово КОРОВА, которая пасется на лугу, заменяем в нем одну букву и получаем головной убор сказочной принцессы (КОРОНА).
- В слове ДВЕРЬ изменяем одну букву и получается лесной житель (ЗВЕРЬ).
Игры для пополнения словарного запаса
1. Взрослый называет предмет, зверя или человека, а малыш должен его описать. Например:
- Клоун в цирке… Дальше ребенок отвечает на вопрос «какой?»: веселый, с красным носом, в широких штанах и т.д.
- Дерево в парке какое?
- Бегемот в озере какой?
2. Вы называете признаки предмета, а ребенок должен угадать, о чем речь:
- Красный, круглый, растет у бабушки на даче, из него делают салат (помидор).
- Хищный, зеленый, живет в африканской реке (крокодил).
Для малышей лучше подбирать простые загадки, для детей 4-6 лет – более сложные. Потом можно поменяться ролями: пусть ребенок загадывает вам загадки, а вы должны будете их отгадывать.
Игры для развития речи и фантазии
1. Продолжи предложение
Один игрок начинает предложение, а второй должен его продолжить. Например: летом на цветах я видел… Здесь могут быть любые варианты: солнечные лучики, ярких бабочек, больших жуков. Или: у коровы большие рога, потому что…
2. Фантастические гипотезы
Взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает. Варианты вопросов:
- что было бы, если бы по городу ходили медведи?
- что было бы, если бы все время шли дожди?
- что было бы, если бы у нас на балконе жила корова?
Такие игры можно использовать для логопедических занятий дома и в детском садике. Начните с самых простых заданий, а по мере расширения словарного запаса усложняйте задачу.