Любая моторика – это двигательная деятельность, тесно связанная с головным мозгом. Мозг управляет нашими движениями, а те, в свою очередь, являются зарядкой для него – заставляют включаться в активную работу, не дают расслабляться. Мелкая моторика – это манипуляции кистями рук и пальцами, которые тонкие ниточки нервных волокон связывают с моторной и сенсорной зоной коры мозга. Почему именно пальцы на руках? Нейробиологи считают, что это связано с процессом нашей эволюции. Ведь сначала люди общались знаками и жестами, а лишь потом начали говорить. И когда образно говорят, что речь находится на кончиках пальцев, то имеют в виду, что двигательная активность детских пальчиков стимулирует работу речевых центров и мышление.
Польза развития мелкой моторики
- тонизирует кору головного мозга и активирует работу речевых центров;
- развивает сигнальную систему высшей нервной деятельности;
- помогает понятийному и двигательному центру речи научиться работать синхронно и согласованно;
- развивает артикуляционную моторику;
- совершенствует координацию, вырабатывает ловкость.
Когда начинать развивать мелкую моторику?
Начинать занятия можно уже с 3-х месяцев. В этом возрасте малыш еще не умеет брать и удерживать предметы, но с удовольствием будет «принимать участие» в массажных играх «Сорока-ворона» или «Ладушки, ладушки».
Примерно с 5-ти месяцев начинается период ладонного хватания, с 7-8 появляются попытки брать предметы и удерживать их кончиками пальцев. В это время уже можно активно заниматься тренировкой мелкой моторики.
Упражнения для развития речи
С 6 до 12 месяцев можно давать малышу рвать бумагу. Это увлекательное и очень полезное занятие. Купите или сшейте мягкие книжки-развивашки с аппликациями, крупными пуговицами, шнурочками, кармашками и бусинками на страницах. Пригодятся пирамидки, игрушки типа «попади в отверстие», крупные конструкторы.
С года можно предложить малышу рамки-вкладыши Монтессори, переливание воды из одного сосуда в другой, перекладывание камушков, перебирание фасоли, гороха, пшеницы или каких-то мелких орешков. В этом возрасте полезно стирать, вылавливать из большого таза мелкие плавающие предметы (руками, сачком для аквариума, ложкой, кухонным ситечком для перетирания детского пюре или, например, половником).
Можно дать ребенку крупные макароны разной формы (ракушки, перья, рожки, спиральки, бантики) и какую-то банку или пластиковую коробку. Пусть он по одной штучке складывает в банку макароны, пока она не наполнится до самого верха.
В детском саду для развития мелкой моторики используются любые «бытовые вещи». Малыши застегивают и расстегивают пуговицы, продевают шнурки в дырочки, лепят вареники и пирожки и учатся самостоятельно делать другие полезные дела. Наш детский сад помогает малышу постоянно стимулировать свой мозг. Маленькие пальчики постоянно заняты работой, за счет которой повышается активность речевых центров.
С 2-3 лет уже можно усложнять задачу. В этом возрасте дети уже с удовольствием рисуют, вырезают из бумаги и клеят аппликации. Не пытайтесь учить ребенка рисовать яблоко или вазу. Пусть это будут «художественные каляки-маляки», то есть то, что он может изобразить самостоятельно.
Наш детский сад приглашает всех малышей на занятия по развитию мелкой моторики. Приходите! Обещаем, что будет очень интересно!