С года малыш начинает активно знакомиться с миром и овладевать родным языком. Кто-то в этом возрасте уже охотно называет предметы и комментирует происходящее вокруг, другие – лепечут на «своем» языке, некоторые пока с интересом слушают и накапливают опыт, но не говорят. Это вполне нормально, потому что все дети разные. Но можно и нужно помогать малышу учиться разговаривать.
Создаем развивающую языковую среду
После года артикуляционный аппарат ребенка уже сформировался, а его мозг готов отдавать команды произносить знакомые слова и повторять за взрослыми. Поэтому сейчас очень важно создать благодатную почву для развития речи. Малыш должен постоянно слышать вашу речь. Комментируйте свои действия, разговаривайте с ним: «Пойдем, помоем ручки и умоемся. Подставляй ладошки под водичку. Вода теплая. Смотри, какие чистые ручки. А теперь давай вытирать их полотенцем». Задавайте малышу вопросы и пытайтесь его вызвать на разговор: «Какие игрушки мы возьмем с собой на прогулку? Этот мячик? А какой он? Большой или маленький?». Такие повседневные уроки развития речи обязательно дадут плоды.
Разговорные игры
Серьезного молчуна будет легче разговорить во время подвижных игр. Например, кружитесь с ним по комнате, раскинув руки, и говорите: «Мы самолеты, мы взлетели и гудим у-у-у». Или устройте на полу гонки и приговаривайте: «Первая машина очень быстро едет, поэтому у нее громко рычит мотор р-р-р. А вторая ее догоняет и сигналит би-би-би». Увлеченный интересной игрой малыш будет повторять за вами звуки и слоги.
Что делать, если ребенок молчит?
Очень приблизительной нормой начала развития речи считается возраст 18 месяцев. Если малышу уже исполнилось 1,5 года, но он по-прежнему не произносит звуков, не отвечает на простые вопросы, не говорит «да-нет», то стоит проанализировать причины молчания.
- Не пришло время
Среди детей есть «говоруны-артисты» и «молчаливые созерцатели». Возможно, у вас растет будущий философ, который пока не спешит с разговорами. - «Лень» говорить
Некоторые малыши просто ленятся говорить, потому что окружающие и так прекрасно их понимают. Они активны, веселы и коммуникабельны, охотно идут на контакт, но не говорят. Если такого ленивца отдать в детский сад, то через неделю он заговорит. А дома можно попробовать вынудить его говорить хитростью: делайте вид, что вы его не понимаете. - Речевой негативизм
Если у ребенка нет никаких патологий, он не отстает в развитии, но не говорит, то врач может озадачить маму словами: «У вашего малыша речевой негативизм». Это означает, что ребенок сознательно отказывается от речевого общения. Здесь можно назвать 101 причину, многие из которых кардинально противоположны. Например, с ним не общаются взрослые или, наоборот, излишне настойчиво пытаются вытянуть первые слова. Ребенок может быть пассивен, упрям, стеснителен, просто независим и самостоятелен. - Речевые нарушения
ЗРР, ЗПРР, ОНР, ФФН, РДА и другие нарушения – это уже серьезно, поэтому нужна помощь специалиста. Возможно, нужно заниматься его всесторонним развитием по какой-то программе. Идеальный вариант – отдать ребенка в детский сад, где есть детский психолог, логопед и логопед-дефектолог. Например, наш детский сад занимается с такими детьми по индивидуальной программе. - Плохой слух
Иногда случается, что до 2-3 лет родители не замечают тугоухости ребенка или полной глухоты. «Я же пела ему песенки, а он мне улыбался», – говорит расстроенная мама. Слух нужно обязательно проверить до года. Если есть отклонения, то нужно будет выбрать метод коррекции. Ребенок, который не слышит, никогда не заговорит.