Всем нам периодически приходится видеть где-нибудь в гостях у друзей и знакомых неуправляемых детей. Они, как ураган, сметают все на своем пути, умудряются одновременно дернуть кота за хвост¸ разбить дорогую вазу, рассыпать рыбий корм и забрать у другого ребенка игрушку. Взрослые смотрят на такого ребенка с сожалением, а на его родителей – с жалостью. И иногда думают: «Вот что случается с детьми, если дать им свободу». Но это не так! И сейчас мы объясним, в чем отличие свободы от вседозволенности.
Что такое свобода Монтессори?
Когда родители первый раз попадают в детский садик Монтессори, они не верят своим глазам. Все дети занимаются своими делами и копошатся, как муравьи. Ими никто не командует и не управляет, но при этом в группе царит идиллия. Почему так происходит?
Свобода – это огромный педагогический успех монтессори-педагогики. Здесь она означает не вседозволенность и анархию, а ответственность, право на самостоятельность, индивидуальность и принятие «взрослых» решений.
В детский садик Монтессори не отбирают детей специально по каким-то определенным качествам. Наоборот, здесь одинаково комфортно себя чувствует и будущий гений, и малыш с особенностями развития.
Свобода-монтессори – это самоорганизованность, заложенная в ребенке самой природой. Большинство здоровых и жизнерадостных малышей – активные непоседы. Если создать вокруг них соответствующую возрастным потребностям педагогическую среду, то познавательный интерес будет направлен на изучение окружающей реальности и познание мира, а энергия будет не разрушающей, а созидательной.
Правильная свобода – какая она?
Задача взрослых – создать малышу среду для развития и не ограничивать его возможности. Он должен самостоятельно взаимодействовать с окружающей реальностью, учиться оценивать ее на глаз, экспериментально проверять свойства и испытывать. Монтессори-свобода учит малыша управлять своими эмоциями, концентрироваться на выбранном деле, ставить задачи и достигать целей. Не стоит запрещать ему исследовать лужу во дворе, переливать воду из чашки в чашку или учиться лепить из теста крендельки. Нужно просто обуть бесстрашного покорителя дворовых глубин в резиновые сапоги, дать ему губку для вытирания разлитой воды и предоставить стол для кулинарных экспериментов.
В правильной монтессори-среде ребенок имеет свободу выбора:
- рабочего пространства – он сам решает, где он будет находиться. Его передвижение никто не ограничивает;
- материала для работы – он выбирает то, что ему интересно, что его привлекает. Мотив такого выбора – индивидуальная внутренняя программа;
- времени – он работает в подходящем для него темпе, не пытается угнаться за более проворными детьми и не поджидает медлительных. То есть не равняется на кого-то;
- метода – с каждым материалом можно работать по-разному. Он сам выбирает способ и придумывает свой сценарий, может его изменять в процессе;
- партнерства – малыш может работать самостоятельно, выбирать себе партнера или заниматься с педагогом.
Не навязывайте ребенку свои правила и не ставьте авторитарные запреты. Его собственные природные инстинкты и способности сформируют внутреннюю дисциплину. Активность и свобода дает ему возможность самостоятельно выбирать цель и решать поставленную задачу, а не повиноваться командам взрослого.