Все малыши энергичны, эмоционально возбудимы, любопытны и любознательны. Среди них есть особая категория зависимых и уязвимых детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Задача взрослых – создать для каждого из них комфортный мир счастливого детства, в котором будет место для игр, учебы, развития, личностного роста.
Что входит в ОВЗ?
В категорию ОВЗ входят соматические, сенсорные, умственные, а также комплексные пороки и нарушения:
- опорно-двигательного аппарата;
- эмоционально-волевой сферы;
- интеллекта;
- речи;
- зрения;
- слуха.
Таким образом, ОВЗ – неоднородная группа различных нарушений развития, которые препятствуют освоению общих образовательных программ в обычных дошкольных учреждениях.
Почему ребенку с особыми потребностями не подходит обычный детский сад
Физическое и психическое развитие дошкольников с ОВЗ требует особого подхода. Например, малышам с нарушениями костно-мышечной системы противопоказана интенсивная и длительная физическая нагрузка. Детям с нарушениями интеллектуального развития требуется больше времени для восприятия и усвоения информации. Дошкольники с расстройствами эмоционально-волевой сферы чрезмерно возбудимы и впечатлительны. Девочкам и мальчикам с тяжелыми патологиями речи часто сложно контролировать свою деятельность, у них рассеянное внимание и неустойчивая работоспособность.
Условия и педагогика обычных детских садов не приспособлены к потребностям деток с ОВЗ. Поэтому если ребенок попадает в такую группу, то его нарушения не только не уменьшаются и не устраняются, а чаще прогрессируют. То есть ребенок становится еще более нервным, гипервозбудимым или замкнутым, неразговорчивым, у него проявляются проблемы со здоровьем.
В системе обычных дошкольных учреждений главенствует принцип: Дети – для детского сада
Он совершенно не подходит для малышей с ОВЗ.
Детский сад монтессори – лучший выбор для детей с ОВЗ
В детском саду монтессори имеется все необходимое для инклюзивного образования деток с ОВЗ. Здесь созданы условия для:
- умственного, физического, интеллектуального, речевого развития;
- коррекции соматических, сенсорные, умственных, комплексных нарушений;
- самореализации ребенка, реализации его потребностей в познании окружающего мира на основании индивидуальных возможностей;
- социализации;
- ориентации личности в мире ценностей и др.
Гибкая образовательная среда монтессори-педагогики легко адаптивна, она подстраивается к особенностям и возможностям каждого ребенка, а не ломает его психику и не приспосабливает под себя.
Основной принцип педагогики детского сада монтессори:
Детский сад – для детей с любыми особенностями, возможностями и индивидуальными потребностями.
Не все дети с ОВЗ имеют психические или физические отклонения. Но все они нуждаются в усиленной работе с педагогами для коррекции особенностей развития, компенсации или преодолений нарушений.
Логопед в детском саду
Многие дошкольники с ОВЗ имеют проблемы с интеллектуальным и речевым развитием, у них недостаточно проявляется познавательная мотивация. Для повышения познавательного интереса и коррекции нарушений речи в детсаду монтессори с детьми работает логопед.
Логопед – ключевой специалист при работе с различными типами нарушений у детей с ОВЗ.
Педагог проводит работу по нескольким направлениям:
- развитие слухового внимания и фонематического слуха;
- постановка речевого дыхания;
- развитие артикуляции, артикуляционная гимнастика;
- развитие слухо-моторной, зретельно-моторной координации;
- формирование навыков правильного звукопроизношения;
- развитие лексико-грамматических категорий;
- фонематическая ритмика;
- пальчиковая гимнастика, развитие мелкой моторики и др.
В комфортной развивающей и обучающей среде монтессори дети с ОВЗ быстро включаются в работу, входят в темп и делают значительные успехи. Интересные для ребенка занятия всегда максимально продуктивны.
Занятия с хорошим логопедом построены по следующему принципу:
- Все занятия динамичны, с нарастанием темпа упражнений, но проводятся они обязательно с учетом возможностей ребенка.
- Во время занятий происходит смена видов деятельности: речевые упражнения чередуются с пальчиковой гимнастикой, ситуационными и познавательно-игровыми элементами обучения, подвижными играми с речевой направленностью и др.
- Логопед использует понятный, удобный для ребенка, красочный дидактический материал.
- Во время занятий ребенок учится коммуницировать с окружающими, взаимодействовать с людьми и миром.
- Педагог постоянно следит за тем, чтобы у ребенка была позитивная ответная реакция, вовлеченность в процесс.
При работе с логопедом растет познавательный интерес ребенка с ОВЗ, с каждый занятием ему становится проще и интереснее заниматься.
Психолог в детсаду монтессори
Важная роль в педагогике монтессори отводится также работе психолога. Причем речь идет не о психологической помощи, а о психологическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задача психолога – коррекционная педагогика и постепенное включение ребенка с ОВЗ в среду детей, которые не имеют особенностей развития. В детском саду монтессори все дети участвуют в музыкальных, физкультурных, математических и различных других занятиях. А психолог просто больше работает с детьми с ОВЗ, выбирая для каждого индивидуальную программу, темп, направление.
В детском саду монтессори в атмосфере любви и понимания дети чувствуют себя комфортно, защищено, уверенно. Поэтому здесь всегда есть позитивная динамика познавательной сферы, общего развития, социально-коммуникативных навыков.