Ритмика для детей – это обучение искусству движения под музыку. На занятиях малыши учатся слушать музыку, двигаться в такт, выражать свои эмоции и выплескивать чрезмерную активность. Логопедическая ритмика – подвижная гимнастика, усовершенствованная и адаптированная к потребностям детей с речевыми трудностями и нарушениями. Уроки ритмики уже давно есть во многих детских садиках, а вот логоритмику только начинают вводить в программу.
Зачем нужна логоритмика
Речь, моторика, мышление, координация, память – все эти важнейшие функции нашего организма тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому если малыш не может воспринимать на слух или произносить какие-то звуки, переставляет слоги или не справляется с любыми другими речевыми задачами, то с большой вероятностью это связано с психосоматическими нарушениями. Занятия для коррекции будут гораздо эффективнее, если использовать комплекс двигательных упражнений с музыкальным сопровождением, который поможет легко наладить слаженную работу всех звеньев цепочки.
На логоритмических занятиях одновременно развивается фонематический слух, чувство ритма, артикуляционный аппарат, тренируется координация движений и речевое дыхание. Весь «большой оркестр» настраивается на одну волну и получается гармония речи, слуха и движений. Поэтому каждый детский садик вводит в перечень занятий для развития и коррекции речи занятия по логоритмике.
Примерный план занятий
Для занятий можно составить любой комплекс упражнений с ходьбой под музыку, танцевальными движениями, пением, проговариванием стишков и скороговорок, пальчиковыми играми, творческими заданиями. Обязательное условие: дети во время логоритмики должны активно двигаться, а не сидеть на стульях.
Примерный план занятий:
- ходьба, прыжки под музыку с усложнениями (движениями руками, проговариванием приветствия);
- дыхательно-голосовая разминка (со вдохами и выдохами в такт музыке, пением гласных звуков);
- проговаривание четверостиший и пение с сопровождением жестами
Пример:Небо, небо, небо высоко (подняли руки вверх и встали на носочки),
Море, море, море глубоко (наклонились и опустили ладошки «в море»).
За рекой — дремучий лес (протянули руки и показали вдаль),
За горой — страна чудес (сделали руку козырьком и «заглянули» за горы).Шагали мы, шагали (ходьба).
Вдруг шишки увидали.
Собрали ребятишки.
В свои корзинки шишки (наклоны и сбор воображаемых шишек в корзинки).
- пение под собственный аккомпанемент (можно дать ребенку бубен или маракасы).
- пальчиковые игры;
- тренировка ритма (взрослый выстукивает ритм и проговаривает: та-та, та-та-та, та-та, ребенок повторяет);
- упражнения на внимание
Пример:
Взрослый берет в руки мяч, задает ребенку вопрос (Какого цвета небо? Что меньше дерева?), и бросает ему мяч. Малыш должен поймать мяч и ответить на вопрос. После этого он задает взрослому вопрос и бросает мяч.
Можно менять упражнения, усложнять задачу, если предыдущий этап ребенок уже хорошо усвоил. Главное — вовлечь ребенка в игру, чтобы он не концентрировался на своих неудачах и не думал о том, что у него не получится выполнить какое-то задание. Например, упражнение на тренировку ритма можно назвать «веселые попугайчики» и имитировать птичек.
Занятия могут быть индивидуальными или групповыми (в детском садике). Упражнения нужно будет подобрать в зависимости от количества детей, их возраста и особенностей.