Многие активные и инициативные родители хотели бы развивать своего ребенка по методике Монтессори и с удовольствием отдали бы его в детский сад, где для этого уже созданы все условия. Но такая возможность есть только у жителей больших городов, например, Москвы. А что делать тем, у кого ближайший детский сад Монтессори находится за пару сотен километров от дома? Можно самостоятельно изучить основы этой популярной педагогической методики и сделать монтессори-материалы своими руками.
10 фундаментальных правил монтессори-материалов
- Все материалы для занятий должны иметь практическое значение, а не развлекать. Они могут развивать мелкую моторику, глазомер, координацию, мышление и др.
- Старайтесь использовать вещи и предметы из натуральных материалов: камня, дерева, металла, соломки, небьющегося стекла. Но это не означает, что нужно наложить табу на все пластиковое. Тазики, емкости вполне могут быть пластмассовыми.
- Каждая вещь должна развивать один навык, а не все вместе. В детском саду они рассортированы по зонам: математика, сенсорное развитие, творчество, естественные науки, языки. Не спешите усложнять задачу и предлагать сортировать предметы по нескольким признакам или одновременно выбирать палочки одного цвета, складывать из них буквы и вспоминать животных на эту букву. Такое форсирование событий противоречит основной идее.
- Материалы должны быть настолько простыми и понятными, чтобы ребенок мог справляться с задачей самостоятельно, без посторонней помощи. Это правило вытекает из предыдущего.
- Малыш должен доводить работу до конца и контролировать выполнение задания. Например, для упражнений с переливанием воды у него под рукой должны быть сосуды, вода, поднос, губка, мисочка. Если чашка оказалась в два раза меньше кувшина и половина воды осталась на подносе, то он должен сразу собрать губкой воду в миску и навести порядок, чтобы продолжить работу.
- Монтессори-материалы должны использоваться по назначению, а не быть похожими на тайну с другой планеты. Например, не стоит складывать шарики в носки – они предназначены для надевания на ноги.
- Смело пополняйте свой запас автодидактического материала настоящим инструментом, который поможет малышу самостоятельно учиться по природным законам. Это могут быть кофейные зерна и настоящая мельничка, одежда с мылом и тазиком, ботинки с кремом для обуви и щеткой, лейка и комнатные цветы, хлеб с маслом и ножом. Главное – чтобы этот материал развивал, а не учил абстрактным взрослым наукам.
- Привлеките папу или дедушку к изготовлению монтессори-материалов своими руками. В методике есть основополагающие вещи, без которых не обойтись. Это блоки с цилиндрами, коричневая лестница, розовая башня, красные штанги. Они могут быть синими, зелеными или фиолетовыми, но должны быть правильной формы и размера.
- В детском саду сразу оборудуют все зоны с большим количеством разнообразного материала, поэтому детям всегда есть чем заняться. Вы можете дополнять свой уголок постепенно, чтобы малышу не надоедали одни и те же предметы.
- Поддерживайте порядок – в хаосе ребенку сложно ориентироваться, он теряется. У вас должно быть достаточно низеньких полочек и стеллажей для детского добра. Причем за каждым предметом нужно «закрепить» свое место.
Можно сделать своими руками многие монтессори-материалы, а самые основные и сложные в реализации заказать в интернет-магазине.