Попадание ребенка в новую среду всегда является стрессовой ситуацией. Чтобы привыкнуть к незнакомой обстановке, малышу и родителям нужно пережить процесс адаптации в детском саду. Адаптация неизбежна в любом случае, но может проходить легко и практически незаметно или трудно и долго. Это во многом зависит от условий детского сада, готовности самого малыша и его родителей.
Почему детям с ОВЗ сложнее адаптироваться в детском саду
При рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья во многих семьях кардинально меняется уклад жизни. Родители всецело посвящают себя малышу, избегают новых знакомств, прекращают общение со старыми друзьями и знакомыми. Такая излишняя опека ребенка приводит к тому, что ребенок начинает пользоваться своим положением: становится избалованным, ревнивым, капризным. А из-за самоизоляции семьи малыш привыкает к тому, что его мир ограничен исключительно семейным кругом, поэтому очень сложно социализируется, ему непросто адаптироваться в детском саду.
Но нерешаемых проблем не существует. И легче всего преодолеть трудности в детском саду монтессори.
Какие факторы влияют на адаптационный процесс
На длительность и характер адаптации детей с ОВЗ к ДОУ наибольшее влияние оказывают следующие моменты:
- уровень сформированности самостоятельности и наличие навыков самообслуживания;
- опыт общения с окружающим миром вне семьи;
- наличие потребности в коммуникации со сверстниками и взрослыми;
- физическое и психическое развитие;
- состояние здоровья;
- привычка к порядку, к определенному режиму дня и др.
Речь в данном случае не идет о дисциплинированности ребенка, особенностях его характера и состояния здоровья. В детском саду монтессори создана комфортная среда абсолютно для всех детей. Но новое помещение, незнакомые люди, другая обстановка – эти и многие другие факторы неизбежно станут стрессовой ситуацией, которую нужно помочь ему пережить.
Как подготовить ребенка с ОВЗ к походу в детский сад монтессори
Предварительная подготовка к первому походу в детский сад – это идеальный вариант. Она значительно облегчит и ускорит процесс привыкания, сделает его менее болезненным. Для этого родители могут предпринять следующие довольно простые шаги:
- Формируйте у ребенка интерес и позитивное восприятие детского сада. Приходите заранее «на экскурсию», показывайте малышу его будущих друзей, рассказывайте о том, что там происходит, как детки играют, рисуют, поют и занимаются другими интересными делами.
- Играйте с малышом «в детский сад», знакомьте его с обстановкой. Рассказывайте о том, что там у каждого есть свой шкафчик для одежды, кроватка, много игрушек. Учите здороваться, делиться игрушками, правильно реагировать на отказ, искать компромисс, становиться в очередь.
- Развивайте потребность в общении и совместных действиях с окружающими, желание узнавать мир. Поощряйте любопытство и любознательность, желание задавать взрослым вопросы, подражать окружающим (например, поливать цветы как соседка, спрашивать о том, что он видит и др.).
- Не идеализируйте жизнь в саду, но и не паникуйте сами, не вызывайте у него тревогу. Вы должны понять, что адаптации не избежать. Но если вы будете настроены хорошо, то и ребенок будет спокоен.
- Начните заранее соблюдать дома режим дня: в одно время завтракайте, гуляйте, обедайте, спите.
- Развивайте навыки самообслуживания. Учите будущего детсадовца самостоятельно снимать и надевать штаны, хотя бы пытаться пользоваться горшком, мыть руки, кушать.
- Узнайте примеренное меню детского сада монтессори и готовьте дома похожие блюда. Например, в ДОУ наверняка придется есть каши, котлеты и супы. Пусть малыш привыкает к ним заранее.
- Не опекайте чрезмерно ребенка с ОВЗ и не акцентируйте внимание на его особенностях. Все ограничения – у взрослых в голове. Ребенок прекрасно компенсирует любую «проблему» и чувствует при этом себя вполне комфортно. Помешать этому могут только любящие взрослые, которые формируют у него комплекс неполноценности и неконструктивные психологические защиты: отрицание, регрессию, замещение, проекцию и др.
Как облегчить процесс адаптации
Привыкание обязательно вызовет какие-то негативные эмоции и ответные действия. Это может быть протест, плач, демонстративный отказ от общения с окружающими, нежелание отпускать маму и др. Вы должны быть к этому готовы. Но можно максимально смягчить накал страстей.
- Ежедневно общайтесь с педагогами, задавайте им волнующие вопросы, сообща решайте возникающие проблемы. Старайтесь содействовать процессу включения малыша в коллективную деятельность и образовательную среду.
- В детском саду монтессори мама может находиться рядом, но не в поле зрения малыша (например, ожидать в соседней комнате). Это очень позитивный момент для детей с ОВЗ. Малыш знает, что мама не оставила его одного и никуда не делась, поэтому он спокоен, ведь может в любой момент сбегать к ней. Поэтому он легче привыкает к группе и адаптируется.
- Заведите ритуал: рассказывать по дороге домой, как у каждого из вас прошел день. Если речь ребенка пока не развита, то делитесь с ним своими «взрослыми делами» и задавайте ему вопросы о его таких же «важных делах». Он должен понимать, что выполняет свою работу, пока мама выполняет свою.
Не бойтесь процесса адаптации. В детском саду монтессори он пройдет быстро и легко.
Приходите к нам знакомиться. Мы очень рады гостям!